Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин (как раз «Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии».
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
В творчестве Арчимбольдо нашел свое воплощение странный, почти болезненный маньеризм, поражающий современного зрителя своей смелостью, изобретательностью и авангардностью.
Картину «Библиотекарь» можно выделяется тем, что в ней автор прибегает к изображению с помощью предметов профессии персонажа – библиотекаря. Все: его лицо, тело, руки изображены книгами. С помощью некой стопки книг, сложенной на первый взгляд беспорядочно, но после понятно, что в данном расположении существует совершенно особенная закономерность, помогающая раскрыть не только образ, внешнюю оболочку, но и главным образом сущность людей этой профессии, может довольно таки поверхностно, не углубляясь, но в любом случае Арчимбольдо затрагивает внутренний мир и основные ценности. Хотя, конечно нельзя не спорить с тем, что это всего лишь изображение типа, общего представления, как и многие картины Арчимбольдо, где нет индивидуальности изображаемого персонажа, в отличие от оригинальности автора. Здесь вспоминается Магритт со своей трубкой. Скажем, в трубке мы не нашли чего-то особенного и индивидуального, но она отражала так же смелость автора и оригинальность его мышления. Мы нашли там так же образ. Ведь, согласитесь, на картине Арчимбольдо мы не увидели самого библиотекаря, ровно, так же как и не увидели у Магритта трубки. Однако здесь стиот сказать, что понимание Магритта и Ррчимбольдонесколько отличается. Скорее даже не отличается. Отличаются приёмы выражения сути, мыслей. Магритт показывает нам трубку, а уже с помощью надписи раскрывает ее сущность. Арчимбольдо же наоборот: он изображает составляющее библиотекаря, Магритт в этом бы на него походил, если бы он сумел изобразить сущность трубки, предназначение. Но ему помогла надпись, разъяснившая картинку. А Арчимбольдо разъясняет существо библиотекаря с помощью книг( что является основой данной профессии), которыми составлено его лицо, тело, и, конечно, душа.
Связь же между картиной Самюэла ван Хогстрате «Обманка» и Арчимбольдо «Библиотекарь» очевидна. Изначально бросается в глаза сходство в нагромождённости и некой беспорядочности предметов, однако в обоих случаях они формируют неких образ, заполненный сущностью, плавно перетекающей и входящей оттенками разных цветов в щели друг друга, что и бесспорно их дополняет, создаёт целостность идеи. «Обманка» по своему содержание более обширна за счёт, как ни странно, своей мелочности и детальности, в ней присутствуют разнородные предметы, В картине Арчимбольдо же за счёт одинаковых предметов показана главная идея, мысль, хотя и относящаяся ко всем библиотекарям в той или иной степени. В любом случае мы можем говорить о создании цельных образов, жизни, воссоздании её идеи через предметы, нас окружающие. Иногда это элементы, которые для некоторых становятся в центре ограниченногого мира, вокруг которого мы сами находим объяснения и обнаруживаем смысл.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий