Поначалу, нас очень удивило то, что кто-то находит связь между иконой и картиной "Библиотекарь". Уж слишком неочевидная это связь на первый взгляд. Но потом мы поняли, искать нужно не во внешнем, по сути икона, картина, рисунок на полях тетради это лишь оболочка. То, что они из себя представляют наделяет им не гордое название "икона", а смысл, который в него вкладывает художник или иконописец, та техника, которую он использует для достижения своих идей. Так и тут, мы решили искать в принципах, внутри, а не снаружи. "Изображение мира не стремилась к внешнему, формальному реализму", этот принцип полностью применим к картине Арчимбольдо. Разница между его творчеством и иконой заключается лишь в то, что врядли он стремился к святому подтексту своих работ. Идея серии картин (кроме "Библиотекаря" к это теме можно отнести "Юриста". перевертыши "Повар" и "Огородник"). "Мы то, что нас окружает". Очень точная фраза. Библиотекаря окружают книги, они формируют его, его характер, в чем-то тоже схожий на книгу, может быть с внешне скучным пыльным переплетом и фантастически увлекательным внитри. Тело, лицо из книг тоже взывает интересный эффект, для многих зрителей разный. Для одного книга - это холодный зимний вечер и включенная рядом лампа, для кого-то, книга - источник воспоминаний, связанных с приятными или неочень, яркими или блеклыми кадрами жизни.
А для кого-нибудь книга - нечто обыденное, повсеместное, не вызывающее никаких эмоций. Так и наше отношение к библиотекарю, оно зависит во многом от нас самих. Так автор. уходя от реальности, от "формального реализма" показывает более точно, доходит до самой сути и дает зрителю почву самому формировать отношение к картине и герою.
"Она подчёркивала расстояние и разницу между высшим миром с приобщившимися к нему святыми и земным бытием, в котором существует зритель". Картина Арчимбольдо, определенно, разграничивает миры, хотя и по другим критериям. Пространство картины есть нечто прошедшее фильтр лишнего, здесь ничего, кроме составляющего Библиотекаря. В этом есть некая философия. Вещь и хозяин сливаются воедино. И в этом разительное отличие от мира зрителя, здесь такая вещечеловеческая гармония невозможна.
"Тяготела к условным формам, к преодолению телесности персонажей и объёмности окружающих их предметов". Да. Безусловно. Ни у кого не возникнет сомнения, что условные формы очеь ярко проявляются в этой картине. Для чего? Преодоление ли объемности изображения? Нет, картина прорисована очень хорошо, даже может возникнуть иллюзия объема. Возникает слудующий вопрос. Если это так, то для каких целей это нужно было Арчимбольдо? Возможно, чтобы мы поверили хоть на секунду в реальность существования этого существа. И тогда почувствовали союз книг и Библиотекаря. Быть может. Преодоление телесных форм? Да, такого хранителя мы не встретим в библиотеке пососедству. Но можно отметить, что все же формы и пропорции тела соблюдены, это не абстрактное изображение. Отсюда и двойственная условность. С одной стороны, нереальность изображения, а с другой, попробуйте поверить художнику и на время отключить рассудок. Представляются другие позиции.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий