четверг, 18 марта 2010 г.

-В книге глубоко, с разных сторон рассматривается картина, надпись, их связь, противоречия, взаимодействие. Читая книгу, поневоле создается впечатление, что автор рисует, именно рисует, свою философию, полностью погружаясь в мир Магритта, в неоднозначный мир трубки и спорящей с ней фразы. Сложно понять ход мыслей Фуко, не прочувствовав, не уловив смыслы скорее на уровне инстинктов, довериться тому, что говорит этот человек.
-Мм. Ань, читая эту книгу, в голове всегда нужно держать то, о чем уже было сказано. Да и сам Фуко, как и, наверное, Магритт, смотрит на картину не как на изображение и надпись, а как на одно целое, и в этом проявляется его нестандартность взглядов.
-Да-да! Он рассматривает картину как игру каллиграфий, что поначалу очень удивляло меня, отсюда и весьма необычные выводы. Сперва Фуко как один из вариантов понимания приводит наиболее распространенный вариант трактовки: перед нами всего лишь рисунок, изображение, а не сам предмет. Второй вариант: картина и текст автономны, нарисованная трубка есть трубка, написанный текст трубкой не является. В своей третьей идее Фуко разделяет трубку и текст в разные пространства, лишая их всякого взаимодействия, автор так характеризует отношения между этими частями: "между ними теперь может проговариваться лишь расторжение связи, высказывание, одновременно оспаривающее как имя рисунка, так и то, к чему отсылает текст.
Нигде нет трубки". Основной подтверждающей базой Мишель Фуко берет второй вариант данной картины, на котором помимо трубки изображен еще и мольберт с таким рисунком, трактуя ее как пояснение написанное Магриттом позднее.


Книга Фуко помогает, проясняет многие мысли, идеи касательно картины. Автор рассматривает живопись не уединенно, а во взаимодействии с соприкасающимися областями: с лингвистикой, звучанием, теми же самыми каллиграфиями, даже касается философских понятий пространства.
"Магритт связывает вербальные знаки и пластические элементы, не устанавливая для себя правила первичной изотропности; он ловко обходит основание утвердительного дискурса, на котором покоилось сходство; он заставляет играть чистые подобия и неутвердительные вербальные высказывания в зыбкости объема без ориентиров и пространства без плана. Операция, формула которой в некотором роде дана в «Это не трубка".

Комментариев нет:

Отправить комментарий